Тарифы

1. Типы услуг

Типы услуг - это справочник услуг, который может заводиться клиентам. При заведении указывается Вид услуги - ограничение тарификатора для конкретной инсталляции. Также, выбирается Вид тарифного плана - начисляемый (абонентская плата) или трафиковый (объем потребления). На уровне Типа услуг можно указать Способ расчета НДС (по умолчанию у услуг задан НДС и данное поле используется при необходимости указания конкретного способа расчета НДС для конкретного типа услуг). Поле Оператор заполняется при межоператорских расчетах.

1.1 Логика работы флага «Не начислять при блокировке»

В карточке типа услуги есть атрибут Не начислять при блокировке, по умолчанию он снят. Установка этого флага:
- меняет логику обработки блокировок Л/с при начислении услуги (при выставлении счёта);
- позволяет создавать/снимать финансовые блокировки в автоматическом режиме (при выставлении счёта).

При выставлении документа задаётся три даты: Период с, Период по, Дата документа. Период используется для определения активных услуг и условий их начисления в этот период.

Дата документа используется при отражении списания с Л/с: списание начисления по услуги на Л/с отражается именно этой датой. Кроме этого, Дата документа используется для определения постоплаты и предоплаты.

1. Если Дата документа больше или равна Период по, то весь период рассчитывается как Постоплата.

2. Если Дата документа меньше или равна Период с, то весь период рассчитывается как Предоплата.

3. Если Дата документа находится между Период с и Период по, то период делится на два:
- до даты документа - как Постоплата;
- от даты документа - как Предоплата.

При расчёте услуги анализируется флаг Не начислять при блокировке и Постоплата/Предоплата.

Если флаг снят (по умолчанию), то и для Постоплаты и для Предоплаты учитываются только постоянные блокировки (Административная).

Если флаг установлен, то для Постоплаты учитываются все блокировки, а для Предоплаты - все блокировки, кроме Финансовых.

Кроме того, если флаг установлен, то для Предоплаты оценивается состояние Л/с: если баланс (с учётом Кредитного лимита) не покрывает списание таких услуг, то услуги не списываются и создаётся финансовая блокировка, а если покрывает - то финансовая блокировка снимается.

Таким образом, флаг Не начислять при блокировке, следует использовать для услуг вида Абонентская плата при предоплатной схеме работы с абонентами (как правило, это физ.лица, и, кроме того, это используется совместно с модулем RADIUS, либо другим, регулирующим доступ клиента к услуге).

Приостановка действия услуги в ручном режиме производится одним из двух вариантов:
- использовать Административные блокировки (задавая период неактивности Л/с);
- в планах начисления услуги закрывать период действия по - до тех пор, пока услуга неактивна, а для активации услуги - заводить следующий план начисления услуги (с новым приодом действия).


2. Группы начисляемых планов

При создании Группы начисляемых планов (ГНП) необходимо выбрать Вид начисления:
Разовый платеж - абонентская плата, вносимая абонентом для подключения той или иной услуги;
Периодический платеж - фиксированная абонентская плата, вносимая абонентом за период использования услуг.

После создания группы можно добавить НП (абонентскую плату).

Начисляемый план (НП) - это тарифный план, в котором клиент платит за период использования тарифа, вне зависимости от объема потребляемой услуги (времени разговора/объема трафика).


3. Группы трафиковых планов

Трафиковый план (Тр.П) - это тарифный план, в котором клиент платит за объем потребляемых услуг (время разговора (телефония)/объем трафика (канальный интернет)).

Тр.П задаются отдельно для каждого класса услуг (Телефония, Канальный интернет и т.д.).

При создании Тр.П можно указать базовый (родительский) Тр.П. В этом случае предполагается, что дочерний Тр.П будет уточнять (переопределять и дополнять) таблицы тарификации базового Тр.П, то есть таблицы тарификации дочернего Тр.П используются в первую очередь, а при отсутствии в нем нужных таблиц используются таблицы родительского Тр.П. В свою очередь, дочерний план может быть уточнен собственным дочерним планом и т.д.

Тр.П можно объединять в группу. Объединенные в группу Тр.П позволяют учесть все возможные варианты тарификации вне зависимости, например, от направления звонка, времени суток, дня недели, времени года и номера телефона. Таким образом, Тр.П в группе либо покрывают разные периоды времени, либо используются при разных значениях статистики.


4. Группы пакетов

Группы пакетов используются как шаблон массового создания услуг у клиента.

Для начала добавляется Группа пакетов (например, Интернет). Далее создаются Пакеты. Сначала добавляется родительский пакет Интернет, а после дочерние пакеты Интернет входящий и Интернет исходящий. Если поле Фактическая стоимость оставить пустым, то информация будет использована из справочника Типов услуг.

Создание клиенту услуг по пакету осуществляется через пункт меню Клиенты \ Вкладка Покупатели \ Контекстное меню Создать услуги по пакету.

Флаг Смотреть дочерние пакеты - всё, что наследуется от выбранного пакета будет добавлено.
Флаг Проверять уникальность услуг по типу услуг - для исключения дублирования услуг. Флаг Создавать планы услуг - если в Группе пакетов (вкладка Состав пакета) был добавлен план, то он тоже добавится.
Флаг Сбрасывать ссылку на тар. пакет - если возникнет необходимость редактирования пакета, то у клиентов, использовавших данный шаблон, информация останется неизменной.


5. Сетки кодов направлений

Коды направлений - это телефонные коды, используемые для соединений по данному направлению. Коды направлений можно заводить разными способами, например, городские коды можно завести с разделением с разбивкой по операторам.

Коды направлений разделяются по классам услуг.

Код направления характеризуется атрибутами: - Направление (Наименование);
- Код направления (для телефонии - обычно числовой, для интернета - признак входящий/исходящий трафик);
- Полный код направления;
- Min/Max длина набранного номера;
- Принадлежность к конкретной сетке;
- Страна, город.

Коды направлений заводятся в иерархии для большего удобства. При заведении кода направления нужно выбрать к какой сетке он принадлежит. Обычно одной сетки достаточно. При появлении интерконнекта возникает необходимость во второй сетке.


6. Сетки тарифных зон

Кроме сетки направлений используется Схема тарифных зон. Тарифные зоны нужны для группировки набора кодов направлений для последующего использования в тарифных планах, где для тарифной зоны определяется стоимость. Тарифные зоны разделяются по типу направления. Набор тарифных зон определяет схему тарифных зон.

Тарифная зона характеризуется атрибутами: - Схема тарифных зон; - Наименование; - Тип направления.

Тарифные зоны заводятся в иерархии и больше нужны для биллинга.  

Рассмотрим на примере:
Код «812» - это привязка к Санкт-Петербургу, а «495» - к Москве. Биллинговый сервер может находиться в любом городе (например, во Владивостоке), но при этом абоненты могут быть и в Москве и в Санкт-Петербурге. Соответственно, будет АТС, которая снимает трафик в Санкт-Петербурге и АТС, которая снимает трафик в Москве. И например, если человек находится в Москве, то звонок «495» должен быть местным (внутригородским), а из Москвы в Санкт- Петербург будет междугородним. Поэтому, находясь в Москве «812» будет междугородним номером, а если человек в Санкт-Петербурге, то «812» уже становится местным. Для данного примера нужно создать 2 схемы зон: Москва и Санкт-Петербург. В одной схеме зон код направления будет привязан к зоне Санкт-Петербург, где будет указано, что эта зона городская, а для Москвы этот же код направления будет привязан к зоне Санкт-Петербург, но уже в другой схеме зон и там будет указано, что это межгород. Соответственно, эти коды направлений и схемы зон между собой связаны.


7. Связь между кодами и зонами

Коды направлений и тарифные зоны связываются между собой. Один и тот же код направления может быть одновременно связан с несколькими тарифными зонами, однако в рамках одной схемы зон не рекомендуется включать код более чем в одну схему. Эти связи используются в процессе тарификации для определения стоимости по коду направления. Как правило, данные справочники загружаются один раз, но иногда их можно актуализировать.


8. Результат обработки вызовов/Отсев вызовов

В Обработанных вызовах можно просмотреть все данные по обработанным вызовам. Вызовы можно отфильтровать по Результату: Ресурс не найден, Есть неизвестные, OK, Аннулирован и т.д.

В Отсеве вызовов можно просмотреть все вызовы, обработанные с ошибкой.


9. Тарифный калькулятор

Действие тарифного калькулятора позволяет проследить процедуру тарификации (биллинга) для введенной вручную информации о звонке, в которой указаны:
- дата и время звонка;
- полный телефонный номер;
- длительность звонка;
- источник;
- входящая и исходящая линии.

Изначально вкладка Тарифный калькулятор пустая. Для выполнения расчетов необходимо зайти во вкладку Тарифы \ Результат обработанных вызовов \ Отсев вызовов напротив нужной записи через контекстное меню выбрать Тарифный калькулятор. После этого откроется Тарифный калькулятор и во вкладке Запись #-№ отобразятся результаты расчета в виде таблицы, содержащей подробную информацию о звонке, которую удалось извлечь из базы данных на основании сведений.

Если тарифицировать звонок не удалось, тарифный калькулятор указывает причину, по которой звонок был отнесен к неизвестным.

При установке флага Подробнее можно просмотреть подробные этапы обработки записи.